Александр Александрович Лаптев
Родился А.А. Лаптев 11.10.1950 г. на Украине, в г. Александрия, Кировоградской области. Будучи учеником 4-го класса твёрдо решил: «Вырасту, буду зоологом». Такое желание пришло не вдруг. Преподавателем у Александра Александровича был Зимяхин П.А. Когда-то, ещё в 30-е годы, работал он у известного всем Вавилова Н.И. простым лаборантом. Зимяхин был селекционером, но, придя в школу, не забывал и о зоологии. Любознательному четверокласснику учитель постоянно рекомендовал дополнительную литературу о животных. Так, желание стать зоологом и изучать, почему-то, представителей семейства кошачьих, закрепилось с детства. Учитель и ученик поддерживали отношения долгие годы. Писать и звонить своему наставнику Александр Александрович перестанет только в связи с кончиной учителя.
После 7-го класса поступит ученику Лаптеву два предложения: продолжить обучение в математической школе г. Новосибирска или в суворовском училище. Оба предложения были отвергнуты: математика не отвечала его детской мечте, да и стать военным желания не было (отец был военнослужащим, и сложности армейской жизни с увлечением зоологии связать было невозможно).
Окончив школу, Александр Александрович поступил в Харьковский государственный университет. Вступительные экзамены сдал с лёгкостью, проходной балл был равен 14, 14 и было набрано на вступительных экзаменах. Заметили будущего студента ещё на первом экзамене: знания по биологии выходили далеко за рамки школьной программы. Перед зачислением проходил собеседование, и тут только узнал, что университет готовит не только будущие научные кадры. Оказывается, что более 70% выпускников после окончания университета распределяются в школы. К такому повороту судьбы студент Лаптев был не готов, о чём честно признался членам комиссии, проводившим собеседование. Ответ был однозначен: только наука и только изучение семейства кошачьи. Но на Украине представители этого семейства почти не встречались, поэтому на кафедре определили тему, и пришлось Александру заниматься мышами.
Сразу же на первом курсе увлёкся регби и вскоре уже играл за Харьковский «Локомотив». После первого курса все обычно принимали участие в работе стройотрядов. Так удалось побывать в Тюмени.
После второго курса студентов ожидала практика. Четверых студентов Харьковский университет направляет на практику на Дальний Восток. Животченко, Мысленков, Винтер и Лаптев прилетают в Приморье. Так в 1970 году Александр Александрович оказывается в Лазовском заповеднике, в с. Киевка. Во время прохождения практики не только мышевидных изучал, но и строил забор на центральной усадьбе, косил сено, что-то ремонтировал. Однажды оказался в Хасанском районе Приморского края. Здесь познакомился с орнитологом Назаровым Ю.Н., который преподавал в Дальневосточном университете. Александр Александрович так вспоминает эту встречу: «Назаров настолько интересно рассказывал о жизни пернатых, что я тут же «предал» всех мышей и переквалифицировался в орнитологи». Покорила харьковского студента и приморская природа. Было решено оформить перевод в Дальневосточный государственный университет. Из Харьковского университета долго не отпускали, но настойчивость помогла, и Лаптев А.А. был зачислен на 3-й курс ДВГУ. Но прохождение практики не только резко поменяло его путь в науке: из теологов – в орнитологи, он, будучи на практике, женился. Как он сам вспоминает, «сгубила меня страсть к томатному соку». А произошло это так. Наезжали студенты – практиканты в пос. Преображение. Там в одном из гастрономов, в отделе «Соки - воды» торговала, в том числе и томатным соком, молодая симпатичная девушка. Познакомились, приглянулись друг другу и поженились. Так студенту – практиканту из Харьковского университета судьба в Приморье подарила не только новую тему, новый университет, но и красавицу жену. Жила молодая семья во Владивостоке на съёмных квартирах, Александр Александрович учился и работал: на стипендию семью не прокормишь. Будучи в числе лучших студентов получил возможность обучаться по индивидуальному плану. Это позволило вернуться в Лазовский заповедник, где он начал работать над первой научной темой и досрочно сдавать экзамены в университете. В 1973 году он его окончил по специальности биолог – зоолог. Сразу после окончания университета был переведён на должность старшего научного сотрудника. Уже в первые годы работы в Зоологическом журнале появились и его первые статьи: «Распространение японского скворца в Приморье» и «Два новых вида птиц в фауне Приморья». Начинает работать по теме «Птицы дубняков и долинных широколиственных лесов», занимается биологией ласточек и скворцов.
Много чего случалось в эти годы. Например, для привлечения птиц, развесили скворечники, которые периодически проверялись, наблюдения фиксировались. Однажды Лаптев обнаружил в скворечниках под № 7,5 и 9 осиные гнёзда. Следующий обход проводил лаборант Тимонин В.. Александр Александрович его предупредил: « Осмотри все скворечники, а вот в №7,5 и 9 не заглядывай». Любопытство взяло верх над предупреждением. Лаборант к вечеру с трудом видел мир сквозь щёлочки своих глаз. Есть в заповеднике урочище Америка. Стоит там кордон, на котором часто работают сотрудники научного отдела. Однажды в заповедник приехали корреспонденты, и в беседе с ними Лаптев сказал, что птиц он изучает в Америке, куда выезжает по нескольку раз в год. Надо было видеть выражение лица представителя прессы до того момента, пока не разобрались в какую Америку ездит молодой специалист заповедника.
Работа в заповеднике подарила ему много встреч с разными людьми. Со многими до сих пор поддерживаются добрые отношения. Так в Лазовский заповедник в 1985 году приехала Люлеева Дина Сафоновна, кандидат биологических наук Зоологического института РАН (г. Санкт-Петербург). Интересовал её стриж белопоясный, колонии которого были обнаружены на островах Бельцова и Петрова, относящихся к заповедной территории. Лаптев помогал Дине Сафоновне в её исследованиях: бесстрашно поднимался на прибрежные скалы, фиксировал данные по колонии стрижей. Люлеева, вспоминая те времена, говорила: «Я тогда не думала, что мой помощник может сорваться и упасть с высоты, я всё время боялась, что в гнезде вместо стрижа окажется щитомордник. А встреча на высоте с этой ядовитой змеёй ничего хорошего не сулила». К счастью, этого не произошло. В 1986 году в книге «Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование», часть 2 была опубликована совместная статья Лаптева и Люлеевой «Колонии белопоясного стрижа в Приморье».
Александр Александрович много занимался общественной работой, и молодого специалиста заметили. Уже 1976 году его направили на работу в Лазовский райком ВЛКСМ, где он возглавил отдел комсомольских организаций, а через некоторое время уже руководил организационным отделом райкома КПСС. За это время он успел получить второе высшее образование: окончил Приморский с/хозяйственный институт – партийная работа обязывала в сельскохозяйственном районе иметь не только академическое образование. Тема дипломной работы была очень близка заповеднику: «Питомник по разведению горалов» В 1982 году вернулся в заповедник в должности заместителя директора по научной работе. Появляются новые научные работы, всего их будет 17, будут новые назначения и должности (партийная дисциплина требовала), но в ноябре 1995 года Лаптев А.А. назначается директором заповедника и окончательно возвращается туда, куда его всегда влекло – в мир природы. К сожалению, хозяйственные заботы, а на голову вновь назначенного директора их свалилось немало, перестроечные девяностые, когда бюджетные организации не финансировались месяцами, и приходилось думать не о себе, а о том, как сохранить вверенное тебе учреждение, не позволили закончить диссертацию, начатую ещё в первые годы работы.
Государство по заслугам оценило деятельность Лаптева А.А. в деле охраны природы. 24 ноября 2005 года Указом Президента Российской Федерации ему было присвоено почётное звание «Заслуженный эколог Российской Федерации».
Оставайтесь в курсе всех проектов и новостей!
Подпишитесь на рассылку Всемирного фонда природы
Спасибо за подписку!
Все самое интересное
теперь будет приходить на вашу почту.