Мы хотим, чтобы сайт AmurInfoCenter был для вас удобным и интересным. Чтобы стать лучше, мы работаем с веб-аналитикой. Для сбора аналитических данных используются файлы cookie. Вся информация полностью конфиденциальна и никогда не передается третьим лицам. Подтвердите ваше согласие с политикой в отношении cookie или узнайте о технологии подробнее.
Я принимаю

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

«Грязное» золото: незаконная россыпная золотодобыча угрожает целой экосистеме

gold_top_design.jpg



Большинство россиян при словах «россыпная золотодобыча» представляют совсем не то, чем на самом деле является данный промысел. Это давно не ручной и не безобидный для экологии труд, каким он был 200, 100 и даже 50 лет назад. Да, некоторые энтузиасты до сих пор промывают речной песок в поисках золотых крупиц. Но такой промысел ближе к хобби и экотуризму. Реальная россыпная золотодобыча — это гул экскаваторов, тонны вывороченного грунта и перегороженные пульповодами реки. Вот как это выглядело 10 лет назад, и на сегодняшний день ничего не изменилось.



Чистое золото – грязные реки

Россыпная золотодобыча – технологически устаревший метод, а если смотреть в разрезе экологии, то откровенно варварский. Отработанный грунт сбрасывается по берегам рек, а иногда прямо в русла, загрязняя их на десятки, а иногда и сотни километров от карьеров. Изменение химического состава воды и берегового ландшафта запускает цепную реакцию во всей экосистеме. Происходит обеднение флоры и фауны, в частности, из рек уходит ценная промысловая рыба по причине заиливания нерестилищ. Эрозия почвы в поймах золотоносных рек в долгосрочной перспективе вызывает необратимые изменения ландшафта. Вместо живописных лесов и речных долин человечество рискует получить пустынные земли. Восстановление экосистемы потребует огромных ресурсов, в том числе и временных.

«Наблюдается и значительный рост нарушений, допускаемых золотодобывающими предприятиями: загрязнение рек неочищенными техническими водами, использование водных объектов без оформления решения или договора на водопользование, самовольный перенос частей водных объектов без соответствующего перевода земель, уничтожение плодородного почвенного слоя, самовольные рубки пойменных лесов без оформления правоустанавливающих документов, отказ от проведения рекультивации нарушенных земель, отсутствие восстановления нарушенных речных долин. Это не отдельные случаи, а система, сложившаяся в связи с тем, что предприятия, которые отрабатывают лицензионные участки с минимальными запасами золота, пытаются минимизировать свои затраты и достичь рентабельности своей деятельности, игнорируя требования природоохранного законодательства» (Из документа WWF России и общественных организаций России по их позиции в отношении добычи россыпного золота).

1.png

Проблема очевидная, но на серьезном уровне о ней заговорили только в последние 10 лет. Во многом — благодаря активности международной коалиции «Реки без границ» и Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы. В 2012 году их совместное исследование по оценке воздействия россыпной золотодобычи на экологию Приамурья с говорящим названием «Золотые реки» вызвало резонанс в среде российских экоактивистов. Был инициирован ряд проектов по мониторингу русел, что позволило наблюдать за ситуацией в динамике и делать выводы по свежим, а не устаревшим данным. Самый масштабный такой проект — спутниковый мониторинг.

Орбитальный аппарат Landsat-8 делает высокоточные снимки русел, где как на ладони видны чистые и загрязненные взвесью участки. Результаты прошлогоднего мониторинга демонстрируют изменение ситуации только в худшую сторону.

Суммарная загрязненность русел выросла на 23 % по сравнению с 2020-м, а если сравнивать с 2019 г. — то почти в 3 раза. Вот факты, которые говорят сами за себя:

  • зафиксированных случаев загрязнений — 234;

  • общая протяженность загрязненных участков рек — 8465,25 км;

  • 59 % случаев пришлось на Амурскую область.

2.png

Мониторинг проводился с мая по октябрь на реках Амурской области, Хабаровского, Забайкальского и Приморского края, а также ЕАО. Фактически он охватывает все «золотоносные» регионы России и является наиболее полным и объективным источником информации по нашей проблеме.

Кто виноват

Итак, есть локальная экологическая проблема, свежие и объективные данные по ней и даже ответственность за ущерб окружающей среде — как административная, так и уголовная. Но это не останавливает артели, которые устанавливают в руслах промывочные станции и усиленно «доят» реки золотоносных регионов. Их деятельности способствует законодательный парадокс, позволяющий артелям вести фактически бесконтрольную деятельность, без требований к оборудованию, технологическим процессам и, разумеется, охране окружающей среды. Речь о заявительном принципе получения лицензий на разработку золотоносных месторождений. Его внедрили в 2016 году, закрепив приказом Минприроды № 583.

Согласно этому документу лицензии на геологическое изучение недр с целью выявления новых месторождений выдаются фактически всем желающим, а не на аукционной основе, как было раньше. Это яркий пример плохой реализации в целом хорошей, благой идеи. Заявительный принцип лицензирования должен был стимулировать развитие золотоносной отрасли, привлекая частные компании к поиску новых месторождений. Но по факту вместо поиска идет добыча — интенсивная и бесконтрольная.

«По свидетельству местных жителей и согласно результатам проверок, осуществляемых государственными природоохранными органами, подавляющее большинство юридических лиц, которые получили данный тип лицензий, фактически занимаются нелегальной добычей россыпного золота на лицензионных участках, что негативно сказывается в том числе и на состоянии запасов полезных ископаемых». (Из документа WWF России и общественных организаций России по их позиции в отношении добычи россыпного золота).

Нормы и ответственность за нарушение не прописаны нигде, потому что их в принципе быть не может, ведь речь идет о разведке, а не о промысле.

Загрязненные реки «золотых» регионов — прямое следствие широкой лазейки в законодательстве. И решать проблему нужно на этом же уровне — законодательном. Призывы активистов к экологичному промыслу тут бессильны. Мировые цены на золото растут, как и потребность в сырье, и мы не тешим себя иллюзиями, что артельщики откажутся от быстрой выгоды в пользу заботы о природе.

Что делать

Казалось бы, решение лежит на поверхности — обеспечить контроль за разработкой недр и ужесточить штрафы за доказанный ущерб окружающей среде. В настоящее время они ничтожны, если сравнивать с возможным доходом за один сезон промысла: от 50 до 100 тыс. руб. для юридических лиц.

Но на практике такие меры не спасут наши реки. Значительная доля месторождений находится в отдаленных, безлюдных районах. Плановые проверки не работают — артель вовремя «подчищает хвосты», устраняя все признаки разработки, и имитирует разрешенную законом разведку недр. Более эффективны рейды с целью выявления нарушителей. Но организовать их на постоянной основе сложно — где-то не хватает ресурсов, где-то сотрудников, где-то и того и другого.

Петр Осипов, директор Амурского филиала WWF России:

«В течение 2021 года мы наблюдали колоссальную работу органов власти Амурской области и Приамурского управления Росприроднадзора, которые выявляли загрязнения рек и контролировали соблюдение золотодобывающими предприятиями требований по охране окружающей среды. Тем не менее, все эти усилия не привели к изменению ситуации реки оказались загрязнены еще больше, чем в прошлом году. На наш взгляд, ситуация с загрязнениями не изменится до тех пор, пока не будет существенно сокращена выдача лицензий на поиск, разведку и добычу россыпного золота. В первую очередь, поисковых лицензий, выдаваемых заявительным порядком и используемых недобросовестными компаниями для прикрытия фактически нелегальной добычи золота. Когда в регионе действует около полутора тысяч лицензий, из которых почти тысяча – поисковые, добиться уменьшения загрязнений рек контрольно-надзорными методами невозможно: имеющегося инспекторского корпуса просто физически не хватает для осуществления полноценного надзора».

Наблюдать, действовать, сохранять

WWF России, общественные организации не только бьют тревогу, но и активно предлагают конкретные меры. Вот что говорил в докладе на Шапхаевских чтениях Петр Осипов::

– В начале 2021 года WWF было разработаны и направлены в Минприроды России, Росприроднадзор и Роснедра письма с предложениями по мерам, способствующим решению проблемы загрязнений.

Среди них:

  1. Введение моратория на выдачу новых поисковых лицензий заявительным порядком до оценки эффективности выдачи этих лицензий, с точки зрения прироста балансовых запасов россыпного золота.

  2. Отказ от добычи золота на участках, расположенных на реках вблизи от ООПТ или протекающих через территории ООПТ.

  3. Отказ от добычи россыпного золота на реках, имеющих особое рыбохозяйственное значение (нерестовых реках, реках, где обитают лососевые и осетровые виды рыб).

  4. Увеличение роли субъектов РФ и муниципалитетов в принятии решений о предоставлении лицензионных участков на их территории.

  5. Ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных золотодобывающих предприятий — более широкое применение таких мер, как приостановка деятельности и досрочное прекращение действия лицензий.

Переломить ситуацию может также активное содействие всех небезразличных. Объединив усилия общественных организаций по защите окружающей среды, экоактивных звезд и блогеров, а также местных жителей, есть шанс очистить реки от «золотой грязи». Главное оружие в борьбе против недобросовестных артелей — доказательная база. Подтвержденные фактами инциденты станут поводом для внедрения более серьезных, чем штрафы, мер ответственности, таких как приостановка деятельности и досрочное прекращение действия лицензии. Реальные примеры есть, хотя их не так много, как могло бы быть. В 2016 году в амурской прессе освещался инцидент с загрязнением воды в черте поселка Экимчан Селемджинского района. Местные жители фотографировали работу старателей, писали жалобы во все инстанции — и прокуратура сначала приостановила работу золотодобывающей компании, а затем инициировала отзыв лицензии.

Сейчас же достучаться до властей проще и быстрее. К сожалению, готовность региональных властей встать на защиту природу пока не может принести желаемые результаты. Причина – недостаточность полномочий, отсутствие возможности влиять на лицензирование участков. Именно поэтому расширение полномочий местных властей – одно из требований защитников природы сегодня.

Амурский филиал WWF, со своей стороны, готовит хорошее подспорье для работы контролирующих органов. В первую очередь это информирование населения об экологических проблемах региона и в частности загрязнении рек золотодобычей. Во-вторых, это подготовка общественных инспекторов, которые будут фиксировать факты загрязнений и передавать из в Росприроднадзор. Эксперты объясняют, как правильно делать фото, брать пробы воды, чтобы они были признаны судебными инстанциями в качестве аргументов.

Вещать о проблеме на широкую публику — тоже весомый вклад . В конце прошлого года рок-группа «Фазы» выпустила лиричный трек «Золотые берега» — своеобразный манифест против роста загрязнений рек Сибири и Дальнего Востока. Аудитория группы — вся Россия и СНГ.

Верим, что общими усилиями федерального правительства, общественных организаций, контролирующих органов и неравнодушных людей амурские реки скоро станут чище.

18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ВСЕМИРНЫМ ФОНДОМ ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННЫМ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕМИРНОГО ФОНДА ПРИРОДЫ, ВНЕСЕННОГО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.